Абонент против Мегафон. Победа спустя 1,5 года
О данном деле я писал неоднократно. Осенью 2016 года была опубликована статья «Абонент против Мегафон. Взыскание морального вреда в результате неправомерной замены сим-карты и разглашения персональных данных», в дальнейшем была публикация «Абонент против ПАО «МегаФон». Кассационная жалоба удовлетворена». Дело было сложным и неоднозначным, рассматривалось с осени 2015 года.
Если кратко, суть спора заключалась в том, что представителями ПАО «Мегафон» была выдана неустановленному лицу сим-карта, принадлежащая истцу. На указанную сим-карту истцом был зарегистрирован счет «КИВИ-кошелька». В результате получения доступа к сим-карте злоумышленники получили возможность распоряжаться денежными средствами, размещенными на указанном счете, что, собственно, и произошло. В результате истцу были причинены убытки.
Суд перовой инстанции удовлетворил требования истца о взыскании убытков, морального вреда и штрафа по Закону РФ «О защите прав потребителей».
Апелляционной инстанцией решение было изменено, в удовлетворении требований о взыскании убытков было отказано, так как суд не усмотрел прямой причинно-следственной связи между заменой сим-карты и причинением убытков истцу. По мнению суда апелляционной инстанции для распоряжения денежными средствами на счете «КИВИ-кошелька» было не достаточно владеть сим-картой, на номер которой зарегистрирован «КИВИ-кошелек», так как для этого было необходимо знать логин и пароль к личному кабинету владельца счета. Однако суд счел доказанным факт неправомерной выдачи сим-карты неустановленному лицу, за что, собственно, и взыскал пользу истца компенсацию морального вреда.
Апелляционное определение было обжаловано в кассационную инстанцию. В январе 2017 года Президиумом Новосибирского областного суда была удовлетворена жалоба истца, апелляционное определение Новосибирского областного суда отменено, дело направлено на новое судебное разбирательство.
02.03.2017 состоялось повторное рассмотрение дела апелляционной инстанцией. В этот раз судебная коллегия согласилась с решением суда первой инстанции, оставив его без изменения, таким образом, требования истца были удовлетворены, с «Мегафон» взысканы убытки в размере 59 656 рублей 98 копеек, проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2876 рублей 35 копеек, денежная компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей, расходы за услуги представителя 15 000 рублей, штраф за неисполнение требований в добровольном порядке в размере 36 266 рублей 66 копеек. Всего было взыскано 123 799 рублей 99 копеек.
Ключевым моментом по делу стал вопрос – возможно ли осуществлять операции со счетом «КИВИ-кошелька», владея только сим-картой, на номер которой подключен указанный кошелек. То есть распоряжаться счетом не входя в личный кабинет владельца «КИВИ-кошелька», не вводя логин и пароль.
В ходе рассмотрения дела было доказано, что это возможно.
Злоумышленник, завладевший сим-картой, принадлежащей истцу, провел буквально несколько шагов, чтобы завладеть денежными средствами истца, причинив последнему убытки:
- Получил дубликат сим-карты принадлежащей истцу.
- Запросил при помощи смс-сообщения баланс учетной записи «КИВИ-кошелька».
- Получив сообщение о балансе учетной записи, злоумышленник опять же при помощи смс-комманд осуществил активацию и привязку принадлежащей ему пластиковой карты к номеру счета «КИВИ-кошелька», принадлежащего истцу, тем самым получил возможность проводить операции со счетом «КИВИ-кошелька» истца, используя реквизиты указанной карты (не входя при этом в личный кабинет владельца счета).
- При помощи активированной пластиковой карты злоумышленник, провел серию операции по счету «КИВИ-кошелька», завладев денежными средствами истца, тем самым причинив последнему убытки.
Таким образом, получив доступ к сим-карте с телефонным номером, принадлежащим истцу, злоумышленник получил возможность совершить вышеуказанные операции. Для совершения указанных операции не нужно было знать логин и пароль к личному кабинету или какие-либо дополнительные сведения, для совершения операции было достаточно владеть номером сим-карты, к которой был подключен «КИВИ-кошелек».
Если бы ПАО «Мегафон» надлежащим образом исполнило свои обязанности и не выдало сим-карту с номером, принадлежащим истцу, неуполномоченному лицу, то и причинение убытков истцу было бы не возможно.
Указанные обстоятельства были установлены в ходе рассмотрения дела. Спустя более полутора лет судебных разбирательств, пройдя первую инстанцию, апелляцию, кассацию и вновь апелляцию, требования истца были удовлетворены.
Надеюсь, на этой оптимистичной ноте рассмотрение данного дела будет окончательно завершено.
Автор статьи – адвокат Спиридонов Михаил Владимирович.
Благодаря данной статье составила грамотную претензию в компанию Мегафон, после их многочисленных отписок в виде смс на мои к ним обращения. Ситуация моя была похожа на описанную в статье, разве что без финансового ущерба. Удалось договориться о скидке на тарифный план в размере 50%.
Поэтому хочу еще раз поблагодарить Михаила Владимировича за то, что он освещает подобные случаи из своей практики в открытом доступе.
Спасибо! Рад что статья была для Вас полезной.