Дело о взысканий убытков, причиненных некачественным оказанием образовательных услуг

Некачественное оказание образовательных услуг

Дело о взысканий убытков, причиненных некачественным оказанием образовательных услуг

 

Ленинским районным судом г. Новосибирска удовлетворен иск бывшей студентки НОУ ВПО «Новосибирский институт экономики, психологии и права» о взыскании убытков, причиненных некачественным оказанием образовательных услуг. В пользу бывшей студентки взыскано почти 400 000 рублей.

 Фабула дела:

В 2009 году между моей будущей доверительницей Екатериной и НОУ ВПО «Новосибирский институт экономики, психологии и права» (далее по тексту – Институт) был заключен договор об оказании платных образовательных услуг в сфере профессионального образования. Согласно договора Институт должен был предоставить услуги по образовательной программе «Юриспруденция», по окончанию которой выдать диплом государственного образца. Договором было определено, что образовательные услуги оказываются в соответствии с Государственным образовательным стандартом, учебным планом, рабочими программами и расписанием занятий, разработанными Институтом.

На момент заключения Договора Институт обладал лицензией на право ведения образовательной деятельности и свидетельством о государственной аккредитации, что являлось существенным условием для получения качественного образования.

В 2014 году Екатерине стало известно о том, что у Института с середины 2011 года отсутствует государственная аккредитация в связи с окончанием срока действия соответствующего свидетельства.

После этого Екатерина обратилась к Институту с претензией, в которой просила расторгнуть договор и возместить убытки, причиненные в результате оказания образовательных услуг институтом, не имеющим государственную аккредитацию по соответствующей образовательной программе, а также возвратить документы среднем образовании.

Позиция Института:

На указанную претензию от Института поступил ответ, из содержания которого следовало, что, по его мнению, согласно действующему законодательству, выдача дипломов государственного образца в настоящее время законом не предусматривается, в связи, с чем Институтом не допущено каких-либо нарушений.

Линия защиты истца:

Не согласившись с доводами Института, Екатерина обратилась за юридической помощью, после чего был подан соответствующий иск в Ленинский районный суд г. Новосибирска.  

Для начала необходимо рассмотреть нормативно-правовое обоснование заявленных Екатериной требований.

Нарушение прав Екатерины носило длящийся характер с 2011 по 2014, а соответственно обоснование заявленных требований регулируется законодательством действующим в указанный период.

Согласно пункту 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование, а из пункта 5 статьи 43 Конституции Российской Федерации следует, что Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

В соответствии со статьей 33.2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в редакции, действующей на момент окончания у Института гос. аккредитации, т.е. на 2011 год) государственная аккредитация проводится в отношении образовательных учреждений всех типов и видов, реализующих образовательные программы, к которым установлены федеральные государственные образовательные стандарты или федеральные государственные требования. Целями государственной аккредитации образовательного учреждения являются подтверждение соответствия качества образования по образовательным программам, реализуемым образовательным учреждением, федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям.

Свидетельство о государственной аккредитации подтверждает право образовательного учреждения или научной организации на выдачу в установленном порядке документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации по аккредитованным образовательным программам.

С 01.09.2013 в силу вступил в силу ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В нормах данного закона, также были закреплены цели, для которых проводится государственная аккредитация образовательного учреждения. Так, часть 2 статьи 92 ФЗ «Об образовании в РФ» устанавливает, что целью государственной аккредитации образовательной деятельности является подтверждение соответствия федеральным государственным образовательным стандартам образовательной деятельности по основным образовательным программам и подготовки обучающихся в образовательных организациях, организациях, осуществляющих обучение.

Частью 7 статьи 108 ФЗ «Об образовании в РФ» закреплено, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации.

Часть 4 статьи 60 Федерального закона «Об образовании в РФ» устанавливает, что лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и документы об образовании и о квалификации. Понятие государственной итоговой аттестации закреплено в части 4 статьи 59 ФЗ «Об образовании в РФ», а именно она определена как итоговая аттестация, завершающая освоение имеющих государственную аккредитацию основных образовательных программ.

Таким образом, в заявленный период (с 2011 г. по 2014 г.) существенным условием при получении образования являлось наличие у Института свидетельства о государственной аккредитации.

Исходя из целей, для которых заключался Договор об оказании образовательных услуг, к возникшим правоотношениям должен применятся Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. В соответствии с п. 3 ст. 4 Закона РФ «О защите прав потребителей», если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

При заключении договора на оказание образовательных услуг Екатерина и Институт согласовали условие, что образовательные услуги оказываются последним на основании аккредитованной образовательной программы, что подтверждает соответствие данной программы государственным образовательным стандартам. Ввиду окончания срока действия государственной аккредитации Институт не имел возможности предоставить Екатерине образование того уровня и качества, на которое она рассчитывала при заключении договора.

Несмотря на это после окончания срока государственной аккредитации Институт продолжил оказывать образовательные услуги, при этом вводя Екатерину в заблуждение относительно имеющейся у него государственной аккредитации.

Так в декабре 2011 года уже после окончания срока действия свидетельства о государственной аккредитации между Институтом и Екатериной было заключено дополнительное соглашение к договору на оказание образовательных услуг, в преамбуле которого Институт ссылался на наличие у него свидетельства о государственной аккредитации без указания срока его действия, тем самым вводя Екатерину в заблуждение, относительно возможности оказать образовательную услугу на получение которой она могла рассчитывать при заключении договора. Далее аналогичные по содержанию преамбулы дополнительные соглашения заключались в 2012-2014 годах, в которых Институт также ссылался на наличие у него свидетельства о государственной аккредитации без указания срока его действия, которое на самом деле у Института отсутствовало, тем самым Институт злоупотребляя своим правом на протяжении длительного периода времени вводил Екатерину в заблуждение относительно возможности предоставления того уровня и качества образования, на который она рассчитывала (образование соответствующее государственным образовательным стандартам).

Согласно статьи 8 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации об исполнителе и реализуемых им услугах.

В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», если вид деятельности, осуществляемый исполнителем, подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности исполнителя, номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.

Согласно положениям пункта 2 статьи 12 Закона РФ «О защите прав потребителей», продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность, предусмотренную пунктами 1-4 статьи 18 или пунктом 1 статьи 29 настоящего Закона, за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

Исходя из изложенных норм законодательства, Институт был обязан довести до Екатерины, достоверную информацию о наличии и сроке действия свидетельства о государственной аккредитации. В случае окончания срока действия такой аккредитации, Институт должен был известить Екатерину о данном обстоятельстве, так как с этого момента не имел возможности оказать услуги отвечающие условиям договора.

На основании изложенных норм законодательства был сделан вывод:

При оказании платных образовательных услуг Институтом было допущено существенное нарушение условий Договора, повлекшее невозможность для Екатерины получить образования того уровня (качества), на который она могла рассчитывать при заключении Договора. В нарушение положений статей 8, 9 Закона РФ «О защите прав потребителей», Институтом, как исполнителем образовательных услуг, не была выполнена обязанность по предоставлению необходимой и достоверной информации, обеспечивающей возможность правильного выбора оказываемых услуг.

В соответствии с действующим законодательством к ответственности за действия Института в субсидиарном порядке были привлечены учредители образовательного учреждения.

Итог по делу:

В результате судебного разбирательства в пользу Екатерины с Института и его учредителей была взыскана сумма 127 384 рубля в качестве уплаченной стоимости обучения, 127 384 рубля в качестве неустойки за отказ в добровольном удовлетворении требований студента, компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей, штраф в размере 129 884 рубля.

Автор статьи – адвокат Спиридонов Михаил Владимирович.

С решением суда по данному делу можно ознакомится по ссылке здесь.

Указанное дело широко освещалось в СМИ, о чем можно посмотреть следующие видеосюжеты:

Программа Вести-Новосибирск (выпуск от 22.05.2015)

Программа Вести-Новосибирск (выпуск от 29.05.2015)

Программа Вести-Новосибирск (выпуск от 19.05.2016)

Поделиться статьей в социальных сетях
Количество просмотров статьи: 7 151

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *